27 января - 145 лет со дня рождения Павла Петровича БАЖОВА (1879-1950)
Он родился в семье горного мастера, учился в духовной семинарии, много лет учительствовал и всю жизнь занимался краеведением и сбором местного фольклора, но не мог и подумать, что когда-либо увидит изданными собранные и обработанные им сказания. Началось же все с рассказов старого рудничного караульного Василия Хмелинина, которого дети звали дедом Слышко, а взрослые — Стаканчиком. Сначала собранные Бажовым материалы пропали в годы гражданской войны, а потом он долгое время не брался за сказы по той причине, что «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповощине».
Положение изменилось, когда в 1934 году на Первом съезде советских писателей Максим Горький заявил: «Сказка нужна нам и нашим детям». Двумя годами позже вышли первые три бажовских сказа в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале», а еще через три года вышла «Малахитовая шкатулка», сразу же сделавшая знаменитым имя 60-летнего любителя-краеведа. Если в первый сборник вошли 15 рассказов, то в последнее прижизненное издание уже более ста.
По бажовским мотивам Сергей Прокофьев сочинил балет, Кирилл Молчанов оперу с тем же названием «Сказ о каменном цветке». Режиссер Александр Птушко поставил фильм-сказку «Каменный цветок», в котором Данилу-мастера сыграл Владимир Дружников, а Хозяйку Медной горы — Тамара Макарова.
Бажов был удостоен Сталинской премии и награжден орденом Ленина, но главным для автора стало признание самых благодарных читателей — детей.
«Я только исполнитель, а основной творец — рабочий»
Но это не совсем так. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им «камни», вложил их в чудесную словесную оправу.
Почти все, о чем пишет П.П.Бажов, имело свои прообразы в реальной жизни. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иван Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев, замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате. Действие сказа «Малахитовая шкатулка» в конце XVIII века на Урале, главным образом, на Полёвском заводе, на руднике Гумёшки. В те времена владельцем рудника был заводчик Турчанинов, выведенный в «Малахитовой шкатулке» под именем «старого барина».
Многие персонажи сказок П. П. Бажова имеют мифологические прообразы.
Например, Хозяйка медной горы — хранительница драгоценных пород и камней. Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале называли «синюшкой». Серебряное копытце— волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет — появится драгоценный камень. Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, аллегорическое название самородного золота.
Сказы П. П. Бажова лишь по внешним признакам напоминают былины и сказки, бытовавшие в уральских горнозаводских деревушках. Сюжеты и многих героев писатель создавал сам, смешивая фольклорные и литературные приемы повествования. Его сказки настолько самобытны и уникальны, что остаются в памяти навсегда.