13 МАРТА — 135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АНТОНА СЕРГЕЕВИЧА МАКАРЕНКО
#годпедагогаинаставникаЭтот день в истории.
13 марта родился Антон Макаренко.
В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».Показать ещё
Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 1 апреля 1939, станция Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель.
Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).
В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
«Человечищем, и как раз из таких, в каких Русь нуждается» называл Антона Макаренко Горький. Какое наследие оставил великий советский педагог?
Антон Макаренко (1888 — 1939) родился в семье маляра, учился в Полтавском учительском институте, получил педагогическое образование. Во время войны он не попал в армию из-за слабого зрения. А вот его брат Виталий дослужился до поручика, затем присоединился к белым, был вынужден эмигрировать и провести всю жизнь во Франции.
Гражданская война оставила сиротами несколько миллионов детей. С наступлением мира беспризорников стали отправлять в школы-коммуны. Одной из них был школа им. Достоевского в Ленинграде, известная благодаря повести Григория Белых и Алексея Еремеева и поставленному по ней популярному советскому фильму «Республика ШКИД» (1966). Другой такой школой была колония имени Горького под руководством Макаренко (1920 — 1928) вблизи Харькова. Самое известное произведение Макаренко «Педагогическая поэма» представляет собой художественно-документальное описание работы в этой колонии.
Методика воспитания и обучения у педагога основывалась на нескольких базовых принципах. Чтобы помочь беспризорнику научиться жить в обществе, Макаренко делал ставку на коллектив. Для создания комфортных условий в коллективе он поощрял самоуправление. Жизнь и досуг группы определялись голосованием самих детей. Отсутствие демократии на школьном этапе жизни могло изуродовать человека, считал педагог.
Важной частью жизни в колонии имени Горького был труд (по 4 часа в день). Наконец, Макаренко называл дисциплину не способом воспитания, а ее результатом. Больше всего его нетрадиционные «антисоветские» методы работы критиковали Луначарский и Крупская. Зато защищал теоретика образования его духовный кумир Горький, в честь которого и назвали школу нового образца.
Макаренко не боялся браться за самых тяжелых детей. «Первые воспитанники, как правило, были квалифицированными уголовниками и не только уголовниками бытового плана, но и участниками уголовных и политических банд», — вспоминал его ученик Семен Калабалин. «Прекрасный человек замечательного будущего — это, очевидно, человек могучий, очень умный, несомненно, всесторонне развитый, с широким полетом мысли, с большими дерзаниями и проектами новых и новых открытий и достижений на благо человечества. Такого человека и создавала педагогическая система Макаренко». Кстати, педагог лично ходил по тюрьмам «за пополнением».
Похожи оценки и других воспитанников: «Макаренко всё делил с нами. Меня и моих друзей-куряжан больше всего поразило то, что Антон Семёнович, когда это нужно было, работал вместе с нами засучив рукава. Необходимо было лес заготовить — Макаренко брал топор в руки и шёл вместе с нами… Эта простота Макаренко делала с нашими душами чудеса».
Макаренко часто устраивал среди своих учеников «конкурсы смекалки», с помощью игр приучал их работать, изобретать и творить. Творчество пронизывало всю учебу детей. Учащимся коммуны им. Дзержинского даже разрешили работать за станками завода фотоаппаратов «ФЭД». В «Марше 30 года» директор школы отмечал, что «дети делали все что угодно, из чего угодно и для чего угодно».
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Макаренко #13мартаИсточники:
Википедия
Антон Макаренко: лучший друг советских сиротЕщё по теме:
Как известный педагог Макаренко справлялся с малолетними бандитами, и За что его отстраняли от руководства колониейАнтон Макаренко: «Мы же не фотоаппараты тут делаем, а людей»Он презирал институт семьи, не имел детей, но стал великим педагогом: история жизни Антона МакаренкоФакты и мифы о колонии Макаренко: уникальная система или обычный детдом15 напутствий от гениального педагога Антона МакаренкоВыращивание поросят, тимбилдинг по-советски и зуботычины: Успех и бессилие методики Антона МакаренкоСемейные тайны Антона Макаренко: о чем молчали потомки легендарного педагога