18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Сегодня 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, родоначальника

05:11 02.03.2023 16+
1363
научного подхода к педагогике в России.

Родился он в Туле в небогатой дворянской семье отставного офицера. Мать рано умерла, и после её смерти 11-летний Костя большуюПоказать ещё часть времени был предоставлен сам себе, поэтому сильно пристрастился к чтению и глубоким размышлениям.

Закончил Юридический факультет Московского университета, где на него большое влияние оказал профессор философии государства и права Пётр Редкин, который, помимо университетской работы, служил инспектором московских частных учебных заведений и был очень увлечён теорией педагогики.

После окончания университета Константин Дмитриевич начал преподавать в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Но оказался слишком вольнодумным — и, как бы сейчас сказали, «его ушли». Какое-то время зарабатывал переводами, стал мелким чиновником, но спустя четыре года вернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы. В 1854 году Ушинский начинает работать учителем русской словесности в Гатчинском сиротском приюте. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников. Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике — и нырнул в них с головой: «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!»

Педагогика вдохновила Ушинского, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. И он изменил жизнь института кардинально. А заодно и жизнь российской педагогической мысли и практики.

Вот его основные педагогические идеи:
* Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины.
* Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным.
* Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. И важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
* Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
* Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания.
* Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.

Оставить сообщение
Последние новости
2025-03-10
18+
Воспитание через культуру и образование

    28 февраля 2025 года Уржум посетили представители Института развития образования Кировской области. Вот их впечатления.

      Система образования города Уржума представляет собой уникальное пространство, пронизанное традициями и обычаями. Каждая образовательная организация здесь — это воплощение самобытности и оригинальности.
    Детский сад № 2 «Сказка» — это место, где царит особая образо...

259