18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

КНИГА ПОЧЁТА педагогов школы

07:57 31.07.2024 16+
553
КНИГА ПОЧЁТА педагогов школы.

ВОЖАТЫЙ – СОСТОЯНИЕ ДУШИ МАРИИ ПАРФЁНОВНЫ ПОПОВОЙ Загадочное слово – «вожатый» появилось в лексиконе ребят молодой Страны Советов. Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР, появился в 1922 году. Так называли руководителя пионерского отряда — пионервожатый, «вожатый пионеров». Н.В.Богданов - один из первых вожатых того времени, определял значимость профессии: «Мы не поводыри робких слепых, а вожаки ватаги удальцов. Наши ребята не дети, а мы для них не няньки, а товарищи!»[1].

Одной из таких вожаков стала Мария Парфёновна Попова, вожатая Уржумской средней школы имени В.И.Ленина

Мария родилась 30 июля 1934 года в поселке Усть – Кильмезь Уржумского района Кировской области в многодетной рабочей семье. Мама – Марфа Семеновна (1902 – 1973) работала портнихой, отец – Парфен Кириллович Кононов (1884 – 1955) поваром в столовой. Детство не было беззаботным. В семье, где было девять детей, старшим приходилось нянчиться с младшими, следить за домом, а после третьего класса работать на равных с родителями: жать погектарно рожь, ухаживать за домашним скотом.

Только школа давала возможность ощутить себя ребенком. В 1943 году Мария пошла в семилетнюю школу имени С.М.Кирова. Здесь в 1947 году вступила в пионерскую организацию имени В.И.Ленина, а в 1949 году стала комсомолкой. В 1950 году, Мария продолжила обучение в школе имени В.И.Ленина. Классным руководителем стала Девятова Галина Николаевна, учитель математики. Она целиком посвятила свою жизнь воспитанникам. После окончания школы в 1953 году Мария по примеру многих одноклассников выбрала профессию педагога и была зачислена на заочное обучение историко-филологического факультета КГПИ имени В.И.Ленина[5].

По совету Владимира Ивановича Журавлева в августе 1953 года Мария Парфеновна начала трудовую деятельность в должности старшей вожатой школы имени С.М.Кирова[6]. Проработав один год, она так сумела организовать дело, что в 1954 году Александр Николаевич Щёголев, первый секретарь Уржумского райкома комсомола пригласил ее на должность заведующей отделом учащейся молодежи и пионерии. В райкоме комсомола работали в этот период творческие люди, определившие развитие не только образования, но хозяйственной деятельности нашего района. Среди них Александр Федорович Винокуров, второй секретарь.

После замужества (Попов Павел Васильевич – шофер) и рождения первенца (Сергей) Марии Парфёновне пришлось оставить длительные командировки в район и перейти на работу в школу имени В.И.Ленина[6].

«С 1956 года я работала старшей вожатой в школе имени В.И.Ленина, пробыла в этой должности до 1961 года. В школе обучалось в то время 1850 человек. Занятия шли в две смены. Наполнение классов было до 43 человек, при наличии четырех параллелей. Директором школы имени В.И.Ленина был Николай Александрович Зубарев» [5]. При таком плотном графике работы школы, ее загруженности необходимо было организовать не только учебный процесс, но и внеклассную деятельность учащихся. В функции Марии Парфёновны входили: организация игровой и познавательной деятельности учащихся в перемену; создание системы комсомольского и пионерского контроля за учебным процессом школьников с 1 – 7 классы; помощь классным руководителям и педагогам в организации внеклассной деятельности учащихся; информирование администрации школы обо всех мероприятиях, проводимых в учебном заведении; связь с пионерскими и комсомольскими организациями города и района, учреждениями культуры, предприятиями и организациями, колхозами и совхозами района: тимуровская работа с участниками Великой Отечественной войны и их семьями.

«Для решения задач необходимо было организовать коллектив единомышленников, творческий и деятельный ученический актив. Его удалось создать, так как я возглавила комитет комсомола школы имени В.И.Ленина» [5]. Комитет комсомола курировал комсомольские организации класса, которые выбирали отрядных вожатых для каждого пионерского класса, а среди пионеров избирались октябрятские вожатые. Большую помощь в формировании комсомольско – пионерского вожатского состава оказывали классные руководители 9 – 10 классов». «наряду с любовью к детям, решающую роль в моей судьбе сыграла поддержка педагогического коллектива школы имени В.И.Ленина. Это очень важный фактор сохранения вожатских кадров в наше время» [5]. В пионерских делах большую помощь старшей вожатой М.П.Поповой оказывали Неганова Лидия Алексеевна, учитель химии и классный руководитель 6 «а» класса, Николаева Маргарита Аркадьевна, учитель математики и классный руководитель 10 «а» класса.

В школе действовал коллективный вожатый, то есть каждая октябрятская группа курировалась вожатым, а каждый пионерский отряд получал комсомольского вожака. Любой пионер и октябренок мог обратиться к своему шефу из комсомольской и пионерской дружины. «В этот период в школе сложился очень хороший пионерский актив, который помогал мне в работе. В него входили: комсомольцы, отрядные вожатые в пионерских и октябрятских классах, лидеры в классной и общественной жизни школы, творческие и талантливые ребята. Пионерская дружина носила имя Лизы Чайкиной. Председателем пионерской дружины четыре года был Ватлецев Авенир. Он учился хорошо, принимал участие во всех делах школы и пользовался авторитетом среди учащихся» [3].

За трудовые дела пионерская дружина Ленинской школы неоднократно награждалась райкомом комсомола, РОНО. «Среди наиболее ярких дел моей пятилетней деятельности на посту старшей пионервожатой была

организация костюмированного бала – маскарада, подготовленного вместе с родителями. В его программу входили: шествие участников, представление тематических и литературных костюмов, игры, танцы и присуждение премий за лучшие и творческие образы.Проведение Дня защитника Отечества – 23 февраля. Военизированные игры сменялись вольными спортивными упражнениями, комическим боксом и т.д. Самым ответственным событием было 22 апреля - день рождения В.И.Ленина. Это был отчет о жизни школы за целый год перед городом, районом, родителями, учащимися. Торжественная программа включала: прием в пионеры, сбор дружины, заседание и праздничный концерт в Доме Культуры города. Дни Первомая сопровождались демонстрациями и конкурсами. Весенний вальс лучше всех станцевали в далекие 1960 годы - Шеина Евгения и Валентин Копанев» [5].

К 40 – летию Великой Октябрьской социалистической революции и навстречу Всесоюзному фестивалю молодежи в школе был объявлен фестиваль союзных республик. Каждый класс представлял республику.

Все дела в школе носили состязательный характер. Информация о жизни школы вывешивалась в коридоре, объявлялась на линейках и классных часах. За создание системы вожатского движения в школе и творческую внеклассную деятельность в 1957 году М.П.Попова была отмечена благодарностью РОНО[6]. За активную работу по коммунистическому воспитанию учащихся в 1958 году была удостоена Почетной грамоты обкома ВЛКСМ[6]. Комсомольская организация выделяла отрядных вожатых из числа ребят, имеющих лидерские качества. В функции отрядных вожатых входили:

1. Организация трудовых дел в классе: сбор макулатуры и металлолома, золы для удобрения полей подшефного колхоза имени С.М.Кирова, лекарственных растений, ольховых шишек и березовых почек для аптеки, озеленение улиц, школы, детских садов,

2. Пропаганда детской книги: чтение книг и обсуждение, организация бесед о книге, походов в библиотеку, проведение классных часов.

3. Организация отрядной жизни класса: пионерский сбор отряда, игры ит.д.

4. Культурно – массовая и спортивная деятельность: организация художественной самодеятельности в классе, участие в спортивных состязаниях, конкурсах технического творчества.

Среди наиболее талантливых вожатых были: Гусева Наташа, Бахтина Римма, Набоких Валентина. Сычева Нелли – старшая отрядная вожатая 8 – 10 классов, работала в классе первой учительницы К.В.Парфеновой. «Среди первых пионерских дел моей жизни были: игры с малышами в перемены. Игры были очень простые и незатейливые: «Кандалы», «Скачет, скачет воробей», «А. –мы просо сеяли», «Зайчик – трус» и т.д. сбор пионерского отряда, создание спектаклей, подготовка к смотрам художественной самодеятельности в школе. Собирали макулатуру и сдавали старьевщикам, собирали золу пионерскими отрядами для удобрения, ссыпали ее в лари в подвале школы, а весной увозили в колхозы на поля», - вспоминала Н.В.Крупина[2]. Основными ценностями пионерской жизни и личными качествами пионера были: любовь к труду, дружба и взаимовыручка, товарищеская взаимопомощь, ответственность за судьбу страны. Трудовыми делами дружины стали шефство над малышами детского сада № 3. города, переписка в интернациональном клубе с пионерами Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР. Ребята получали от зарубежных друзей книги, пионерские значки, галстуки, открытки. Устраивались выставки, которые рассказывали о том, как живут пионеры других стран. Пройдут годы и педагогический талант Сычевой Нелли, Крупиной Нелли Васильевны - директора Центра дополнительного образования г. Уржума, Заслуженного учителя Российской Федерации, ветерана труда, замеченный М.П.Поповой, достигнет высоты. Н.В.Крупина определила секрет успеха Поповой М.П.: «с ней почувствовали ребята школы имени В.И.Ленина, мои товарищи, подлинный вкус пионерской романтики. Она многое умела сама, но успех дела видела в главном, в создании сильного вожатского актива. Заканчивая седьмой класс, многие мечтали получить путевку комитета комсомола в пионерский отряд. Именно мечтали, настолько интересной была работа школьного вожатского клуба, так как он учил и воспитывал. Целые комсомольские классы становились шефами пионеров. Наивысшей похвалой для них, отрядных вожатых, были слова Марии Парфеновны: «Молодец! Работаешь не одна, это главное. Значит – получится, успех будет!». И получалось, и хотелось каждую свободную минуту быть со своими пионерами, и завязывалась наша дружба на годы» [4].

Зарекомендовав себя отличным организатором и педагогом, М.П.Попова в 1961 году была приглашена на должность директора районного Дома пионеров г. Уржума, командира красногалстучной армии. На этом ответственном посту основными направлениями ее деятельности стали: развитие научного и технического творчества учащихся через формы кружковой деятельности, литературная, издательская, пропагандистская деятельность через сотрудничество с рубрикой «Искорка» газеты «Кировская искра», развитие художественной самодеятельности через студии и объединения (детский театр, танцевальный коллектив и т.д.) - формы организации досуга пионеров и школьников.

За десять лет плодотворной работы М.П.Попова была награждена: почетными грамотами редакции районной газеты «Кировская искра» (1965 г.), областной станции юных техников за организацию смотра технического творчества учащихся (1967 г.), РОНО за успехи, достигнутые в коммунистическом обучении и воспитании учащихся (1969 г.), почетным знаком и грамотой ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами», юбилейной медалью к 100 – летию со дня рождения В.И.Ленина и т.д. [6].

Кроме трудовой деятельности Мария Парфеновна осуществляла большую общественную работу в профсоюзной организации системы образования.

В 1972 – 1988 гг. Мария Парфеновна Попова работала директором очно – заочной районной школы рабочей молодежи, преподавала историю и обществоведение[6]. В 1989 году Мария Парфёновна ушла на заслуженный отдых. Общий трудовой стаж М.П.Поповой составил 40 лет. За педагогическую и общественную деятельность 12 июня 1979 года М.П.Попова была удостоена звания «Отличник Просвещения СССР», 13 августа 1986 года представлена к медали «ветеран труда» [6].

Образ деловой женщины, хорошего организатора, любящей жены и матери СССР – это портрет Марии Парфёновны Поповой. Дети стали достойным продолжением родителей. Сергей пошел по стопам отца – Павла Васильевича, Ирина – педагог – психолог по стопам матери работала на станции Высокая гора республики «Татарстан».

Понятие вожатый – многозначно. Это не только организатор и координатор детского движения, но и социальный педагог, психолог, позволяющий выявить у детей лидерские качества, осуществить социализацию в условиях школы того времени. Главным средством воспитания Марии Парфёновны был личный пример. В шумной и веселой школьной среде у ребят формировались качества личности: ответственность, трудолюбие, инициативность, дружба и т.д. Эти качества определили успешный карьерный рост воспитанников М.П.Поповой. Система вожатского движения М.П.Поповой помогала педагогическому коллективу и администрации школы реализовать программу образования и воспитания граждан и патриотов СССР.

Педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители, советник могут использовать опыт М.П.Поповой, чтобы помочь ученикам вновь ощутить себя вожаками и помощниками педагогов в деле созидания России. Находясь на заслуженном отдыхе, Мария Парфёновна Попова придерживается активной жизненной позиции: посещает группу здоровья, ведет переписку с одноклассниками. Коллектив КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» от всей души поздравляет ветерана с юбилеем, желает крепкого здоровья и долголетия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Богданов Н.В. Когда я был вожатым. Как мы спорили. [Электронный ресурс] / Н.В.Богданов// Истоки пионерского движения: сборник. – 2002. – Режим доступа: http://pioner-perm.ru/index.php?option=com_content...

2. Воспоминания Крупиной – Сычевой Н.В., директора Дома пионеров г. Уржума от 04.1982 года// МИШ. О.Ф. № 76. Альбом воспоминаний пионервожатых школы имени В.И.Ленина. Пионерские комиссары: Ленинской комнате от пионерского отряда имени Г.И.Решетникова.

3. Воспоминания Поповой М. П. от 21.04.1982 года. // МИШ. О.Ф. № 76. Альбом воспоминаний пионервожатых школы имени В.И.Ленина. Пионерские комиссары: Ленинской комнате от пионерского отряда имени Г.И.Решетникова.

4. Крупина, Н.В. Пионерские комиссары/ Н.В.Крупина/Кировская искра. – 1981. - 19 мая.

5. Меморат на Марию Парфёновну Попову, выпускницу, старшую вожатую Уржумской средней школы имени В.И.Ленина от 15.03.2012 г. /МИШ. Н-В. № 186.

6. Трудовая книжка М.П.Поповой// Личный архив М.П.Поповой.



Оставить сообщение